Тюнинг в Минске набирает обороты
Еще старина Форд замечал: можно купить машину любого цвета при условии, что этот цвет будет черным. Об однообразии серийных авто знаменитый автомобильный магнат прозорливо рассуждал чуть меньше века назад. И что? Теперь по улицам курсируют тысячи машин-близнецов, полностью дублирующих своих собратьев по конвейеру. Скучно! Что бы только автолюбители делали без тюнинга?
...Когда Денис выезжает на своем "Фольксвагене-Гольф" в город, это всегда вызывает ажиотаж. Прохожие показывают на иномарку пальцами, а водители проезжающих мимо машин высовываются из окон, чтобы посмотреть на чудо на четырех колесах. Нынешний дизайн "немки" лишь отдаленно напоминает первоначальную модель: с "дутыми" крыльями, низкой посадкой и стильными дисками машина скорее похожа на лягушонка. Очень юркого, неуловимого и, пожалуй, немного сумасшедшего, как герой известного музыкального клипа.
Юра, владелец другой тюнингованной машины, сравнивает свой "бумер" с самолетом. Что ж, аналогия вполне уместна: под капотом БМВ — около 300 лошадиных сил, да и внешне "бэха" больше напоминает гоночный болид, а не городскую легковушку. К блоку управления двигателем подключен ноутбук, и настраивать ритм "сердца" машины можно, не вставая с водительского сиденья. Авто ревет на светофоре, стремительно стартует и, кажется, вот-вот взлетит. Шутка ли, "сотню" БМВ набирает за 5 секунд! На скорости меня буквально вдавливает в кожаное сиденье.
— Истеричная "тачка", правда? — притормаживает после бешеного аллюра БМВ мой новый знакомый. — За 5 тысяч долларов купил, в тюнинг вложил вдвое больше. Хочу переделать салон, подкрасить кое-что, поправить антикрыло. Надеюсь, скоро это будет один из самых быстрых автомобилей в Минске...
Это спойлер, детка!
Вообще-то тюнинг — явление в Беларуси столь же причудливое, сколь и не обремененное традициями. Самый популярный вариант среди уличных гонщиков — нелепый спойлер, кое-как прикрученный к багажнику, тонировка "в ноль", неоновая подсветка днища и ревущая насадка на глушитель. На большее мастеров гаражного тюнинга, как правило, не хватает. Но если за дело берется профессионал, то ваша ласточка за несколько месяцев может превратиться в изящную иволгу или хищную орлицу. Кому как нравится.
А начиналось все с тех же гаражей. Помните, в советские времена в рычаг переключения передач вставляли розочки, а бахрома обрамляла лобовое стекло? Несуразные катафоты и брызговики тогда смотрелись очень даже ничего. Самодельные шторки, наверное, были и в ваших "Жигулях". Но сейчас об этом вспоминать смешно.
Тюнинг-направление постепенно набирает обороты. Фирмы и магазины по продаже автомобильных аксессуаров появляются как опята после сентябрьского дождя. Не напрягаясь можно вспомнить только в Минске не меньше пяти компаний. Сегодня объем белорусского рынка автотюнинга, по некоторым оценкам, достигает 3 миллионов долларов в год.
— Тюнингуют в основном "Ауди", БМВ и "Хонды", — делится наблюдениями менеджер магазина Денис Грабов. — Обычно изменение облика авто начинается... после ДТП. Владелец получил страховку, ему хочется что-то улучшить, купить необычную деталь. Многие совмещают капитальный ремонт с тюнингом. Сначала на машине появляются пластиковые доспехи — спойлер, козырек, тюнинг-бампера, пороги. Но настоящие ценители знают, что это скорее логичное завершение преобразований автомобиля, а главная изюминка внутри: усиление двигателя, подвески, выхлопной системы. Покончив с этим, автомобилист задумывается об изменении салона: обтягивает кожей сиденья, вставляет модную панель, устанавливает мощную аудиосистему, а еще оборудует машину холодильником и телевизором в придачу. Очевидно, что выливается все это в кругленькую сумму. Мне, скажем, для начала предложили "легкий" тюнинг за 4 тысячи у.е. Убежденные автомобилисты обычно тратят на совершенствование железных коней — литые диски, воздухозаборники, хромированные дверные ручки, стильные накладки на решетку радиатора — гораздо больше денег.
Как-то редакция одной из автомобильных газет предложила счастливому обладателю тюнингованного "Порше" протестировать его машину. Но во время испытаний случилась неприятность. Водитель случайно задел бордюр — и от бампера отлетел крохотный кусочек. Владелец прикинул, что ремонт обойдется ни много ни мало в 300 долларов.
— Да, удовольствие это не из самых дешевых, я вложил около 3 тысяч евро в свой "Гольфик", — подтверждает владелец "Фольксвагена" Денис. — Но деньги — не решающий фактор. Настоящий тюнингист будет проводить все выходные в гараже: мастерить, пилить, придумывать, но непременно изобретет что-то оригинальное, чего нет ни у кого в городе. Плох тот "Запорожец", который не хочет стать "Мерседесом"...
Беспредел совершенства
Тем не менее мало кто из энтузиастов гаражных мастерских хорошо разбирается в тюнинге. Дяди Васи лишь беспомощно разводят руками. Нет, конечно, самопальный спойлер (а у нас на авторынках таких большинство) к капоту они приладят. Но при этом могут нарушить аэродинамику машины, и на большой скорости он обязательно оторвется.
Бывалые рассказывали, пару раз на трассе у стритрейсеров халтурные спойлеры улетали вместе с багажником. Не меньше хлопот доставляет и прочий автомобильный ширпотреб. Некачественная обшивка сидений трескается, сабвуфер при неправильных настройках звучит гулко, а магнитола из-за непрофессиональной установки вообще может сгореть при перегрузке. Некоторые умельцы еще пытаются перепрограммировать систему управления двигателем. Результаты плачевны: появляются сбои в работе. В одной из "Ауди" гаражные кулибины стерли память управления авто. Теперь иномарка игнорирует сигнализацию и не заводится.
В Западной Европе за автомобильными переделками следят очень строго. Немецкий полицейский, увидев видоизмененный бампер, непременно попросит предъявить разрешение. В Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации тоже категорически против гаражного тюнинга. "Если вы вмешиваетесь в конструкцию автомобиля, то вам необходимо получить новые сертификаты на системы, которые подверглись изменению, — считает заместитель директора БелГИСС Валерий Гуревич. — Это касается и переделки машин".
Выход? Обращаться к профессионалам. Алексей Шабайло, технический консультант одной из минских фирм, хорошо известен среди белорусских автомобилистов. С его легкой руки выпущены четыре шоу-кара: два "Фольксвагена", "Хонда" и "Порше". Машины из невзрачных иномарок превратились в красавиц. Каждую из них разбирали буквально до винтика, потом со щепетильностью создавали тюнингованные модели фактически с нуля. В среднем на переделку одного автомобиля ушло около 8-10 месяцев. Особенно удачной Алексей считает "Порше": при минимуме изменений удалось сохранить стиль марки. Думаю, на такой не прочь был бы прокатиться и большой ценитель автомобилей Джеймс Бонд!
— Раньше я работал на автосервисе, чинил машины, — рассказывает Шабайло. — В один прекрасный момент надоело и захотелось чего-то нового. Тюнинг — это творчество, полет фантазии, индивидуальность... А научиться работать с железом и стеклопластиком не так уж и сложно. Трудно другое. Как художнику больно расставаться с картинами, так и мне нелегко продавать тюнингованные машины.
Но давайте сначала разберемся, а что, собственно, кроме визуальных изменений, могут дать пластиковые навороты и обвесы? Автомобиль, сделанный в духе кричащего авангарда, допустим, призван эпатировать публику. Неужели это главное? Отнюдь! За счет внешних и внутренних изменений повышаются его мощность, динамика, улучшается управляемость. Машина становится более устойчивой на крутых виражах. К сожалению, есть и минусы. Многих тюнингистов огорчает, что зимой по улицам особо не поездишь, — низкие пороги и обвесы не выдержат первого же снегопада. А "лежачих полицейских" даже летом приходится объезжать за версту.
Но, поверьте, все мучения стоят того! Знали бы вы, какой кайф садиться в элегантную машину с отличной музыкальной системой и безупречным, приятно пахнущим кожей салоном. Прохожие жестами демонстрируют восхищение, водители азартно интересуются техническими подробностями. Некоторые даже предлагают большие деньги. В Москве на одной из выставок за тюнингованный БМВ одного из белорусских автолюбителей готовы были заплатить то ли 50, то ли 70 тысяч долларов. Владелец был непреклонен: "Эта машина не продается ни за какие деньги!"
Иногда ГАИ тормозит, чтобы получше рассмотреть навороченную "тачку". Однажды минского тюнингиста останавливает инспектор, указывает на подсветку днища автомобиля и говорит: мол, это же запрещенные спецсигналы! Владелец бросился рьяно защищать неоновое свечение. Гаишник под напором аргументов сдался, а напоследок бросил: "Ты, конечно, не прав, но выглядит это красиво".
Тюнинг в нашей стране пока не стал повсеместным явлением. Это скорее прецедент. Кто-то говорит, что по-настоящему усовершенствованных машин не больше двадцати, другие уверяют, что на фестивали тюнинга приезжали несколько сотен таких автомобилей. Но с каждым годом их становится все больше. Гаражное увлечение превращается в серьезный бизнес.
Компетентно
Заместитель начальника УГАИ МВД Евгений Карпович:
— Для начала давайте разберемся, что такое тюнинг. С английского это слово переводится как "улучшение". И действительно некоторые ателье улучшают двигатели, совершенствуют подвеску, тормозную систему. Как многие компании за границей, например, AMG и "Brabus", занимающиеся тюнингом "Мерседесов". Ну а если переделка машин ограничивается голубыми лампочками вместо фар, "кенгурятником" на джипах и тонировкой... Зачем эта бутафория? Получается не автомобиль, а новогодняя елка! Поставили новую деталь — предъявите сертификат, полученный в Госстандарте Беларуси. Иначе будем штрафовать — от 0,2 до 2 базовых величин. В новых Правилах дорожного движения ничего по этому поводу не изменилось. Конечно, никто к небольшому спойлеру или кожаным сиденьям придираться не станет. Но если козырек ограничивает обзор? Или самопальный диск, того и гляди, разлетится на повороте? Вмешательство в конструкцию машины может привести к созданию аварийной ситуации на дороге и здесь не до эстетики.
Вместе с этим читают:

На погрузчиках JLG и SkyTrak вдвое увеличен интервал между заменой масла
09 авг 2016 в 17:27 6275

Тюнинговое ателье Gemballa представило публике свой новый суперкар
14 апр 2016 в 14:24 2166

Аэрография на автомобилях и мотоциклах
10 мар 2016 в 13:39 28406