Автомобили с дверями «крыло чайки» выглядят чертовски круто, но почему-то так и не прижились?
Двери конструкции «крыло чайки», как например, на новом Tesla Model X, бесспорно выглядят здорово. Но это нечто большее, чем просто какой-то показной элемент дизайна. Чтобы открыть двери такой конструкции требуется гораздо меньше место, по сравнению с традиционными дверями, что делает их идеальным вариантом в тесноте крупных городов. Вам не нужно сгибаться в три погибели, чтобы посадить ребенка в машину. И, кроме того, Вы даже можете ездить, не закрывая их; мы уже говорили, что они выглядят круто?

Однако если у них столько преимуществ, поэтому выпускают так мало автомобилей с такими дверями?
Автомобильные двери "крыло чайки" трудно спроектировать
Может показаться, что замена обычных дверей конструкцией «крыло чайки» - не такая уж сложная инженерная задача, тем не менее, с точки зрения проектирования существует ряд серьезных проблем, которые заставляют отказаться от дверей такой конструкции.

Во-первых, вес двери, которая, как правило, довольно тяжелая, и это необходимо учитывать при расчетах, поскольку двери открываются вверх, а не в сторону, как обычно. К счастью, пассажирам не приходится самостоятельно поднимать двери. Один из вариантов решения проблемы - чтобы использовать торсионный стержень, который вращается, чтобы создать напряжение, когда дверь закрыта, и как только ее открывают, он раскручивается в обратную сторону, тем самым помогая поднять дверь. Или же, как в Tesla X, вы можете поднять дверь автоматически.
Но это еще не все. Существует ряд других проблем. Необходимо убедиться, что крыша не будет деформироваться. Нужно найти место для торсионных стержней в небольшой части крыши, которая не является частью двери. И при этом убедиться, что они запечатаны должным образом. В дождливую погоду двери конструкции "крыло чайки" могут немного протекать. Даже Элон Маск как-то упомянул об этом, однако заверил, что «разработчики тщательно изучили вопрос уплотнения дверей».
Эти инженерные проблемы не назовешь непреодолимыми, однако лучший способ их решения – использовать традиционную конструкцию дверей.
Автомобильные двери, открывающиеся вверх, не так уж удобны
Это изображение с Mercedes SLS AMG говорит само за себя.

Конечно, как и других проблемы проектирования дверей конструкции «крыло чайки», это можно решить. Если двери открываются и закрываются с помощью электроники (как в Tesla X), это не такая уж и проблема, но вместе с тем, это дополнительные расходы и новые проблемы. Если же двери открываются вручную, то детям и людям с невысоким ростом просто не повезло.
Двери типа "крыло чайки" небезопасны
Безопасность является, пожалуй, самым большим препятствием на пути к повсеместному использованию дверей такой конструкции. По стандартам безопасности, двери должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было открыть в случае опрокидывания автомобиля при аварии, а с конструкцией «крыло чайки» это несколько проблематично.

Решения варьируются: от дорогостоящих до не до конца продуманных. Например, в DeLorean окна спроектированы так, что в случае аварии их довольно просто открыть. Между тем двери на Mercedes SLS AMG разработаны с разрывными болтами, которые срывают дверь с петель, если автомобиль переворачивается. Однако, такие способы решения проблемы слишком громоздки, проще использовать другую конструкцию дверей. Или же есть компромиссный вариант, который, кстати, т выбрали разработчики Tesla X: передние двери – традиционной конструкции, а вот задние – конструкции «крыло чайки».
Существует также проблема безопасности при боковых столкновениях. Двери ложны быть достаточно прочными и надежными, чтобы защитить пассажиров, и тут традиционные двери успешно справляются, но в случае с дверями конструкции «крыло чайки» они должны быть при этом еще и достаточно легкими, чтобы их можно было открыть. Мы видим открытое противоречие, которое, впрочем, вполне решаемо, и мы думаем, что Вы догадываетесь как.
В конечном счете, именно поэтому двери нестандартной конструкции используются не так часто: гораздо проще отказаться от них. И хотя они дают множество преимуществ и выглядят необычайно здорово, их проектирование вызывает большое количество проблем и требует больших затрат. Поэтому те отдельные модели автомобилей, которые спроектированы с дверями конструкции «крыло чайки», обычно стоят немало.
Автор: Макс Шоповалов