"Южными воротами" Минска станет микрорайон Дружба
Члены архитектурно-планировочной мастерской под руководством архитектора М. И. Ключеновича на протяжении уже пятнадцати лет работают вместе в проектной организации УП «Минскпроект», они являются авторами многих масштабных проектов, таких как жилой квартал по ул. Шаранговича — Лобанка — Янковского, микрорайон Сухарево-6, микрорайон Малиновка, квартал между микрорайонами Сухарево-6 и Сухарево-2; микрорайон Лошица-2 и др. Теперь они ведут разработку нового жилого микрорайона в комплексе с застройкой головной части Малиновки-1 по проспекту Дзержинского.
Площадь нового микрорайона составит около 126 гектаров. С запада он будет граничить с проспектом Дзержинского, через дорогу — с микрорайонами Малиновка-1 и Малиновка-9. С юга его окаймляет Минская кольцевая автомобильная дорога, восточнее жилой район ограничен железнодорожной линией Минск-Барановичи. Севернее размещена деревня Дружба, которая граничит с Лошицкой водно-зеленой системой. Сам же район естественным тальвегом делится на три части. По структурно-планировочному делению проектируемая территория относится к жилому району микрорайонного типа с квартальной организацией групп жилых домов. «Раньше строились районы, где одна жилая группа как бы перетекала в другую, дворы получались более открытыми. А здесь дворы будут квартального типа, более уютными, со своими въездами. И если посмотреть на район сверху, то видно, как эти жилые кварталы, школы, магазины «нанизываются» на пешеходные дорожки, уходящие прямо к месту отдыха у водохранилища», — рассказывает главный архитектор проекта Михаил Ключенович: И действительно, территория всего района представлена как единый градостроительный ансамбль: жилые кварталы соединены широкими удобными пешеходными аллеями, вдоль которых разместятся социально-бытовые учреждения. Жилые дома, чтобы не возникало дискомфорта от шума транспорта, будут размещены на значительном расстоянии от кольцевой и железной дорог в соответствии с существующими нормами. Кроме этого между железной дорогой и жилой зоной будут возведены гаражи-этажерки для парковки личного автотранспорта жителей. Шесть паркингов емкостью 800 машино-мест каждый решат сразу две проблемы — шумоизоляции и парковки. А со стороны кольцевой дороги жилая застройка будет отделена зоной общественного центра с учреждениями управления, финансово-делового назначения, бытового обслуживания населения. С точки зрения транспортного обслуживания этот район уникален, так как он будет обеспечен всеми видами городского транспорта. Вдоль проспекта Дзержинского будет проложена новая линия метрополитена (она уже проектируется). С противоположной стороны на железнодорожной линии будет размещена станция пригородного электротранспорта «Курасовщина». Появятся новые автобусные, троллейбусные маршруты, планируется провести сюда даже трамвайную (!) линию. Так что жители смогут легко и быстро добираться как в центр города, так и в пригородные зоны отдыха. В центре жилой застройки по проспекту Дзержинского будет размещен основной общественный центр района, организовано культурно-бытовое обслуживание, будут построены магазины, молодежные центры, спортивные клубы, медицинские учреждения. Территория общественного центра органично вплетена в ландшафтно-рекреационную зону. При создании проекта учтены все требования по озеленению района, доступности общественных учреждений, а также инсоляции. Последняя определяет количество дневного света, которое должно поступать в квартиры, и наряду с другими факторами влияет на расположение домов. Проектом микрорайона Дружба предусмотрено и возведение кварталов для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов и престарелых. Учтены особенности их передвижения, доступность транспорта и социально-бытовых центров. Со стороны МКАД въезд в город формируется созданием доминирующего ансамбля, замыкающего все главные панорамы города. Он пространственно взаимоувязан со сложившейся застройкой Малиновки и будет напоминать ворота. Застройка решена как симметричный градостроительный комплекс, включающий 12, 16, и 22-этажные здания, размещенные со стороны выезда и въезда в город и объединенные протяженными объемами вдоль проспекта. Эту идею въездной части со стороны МКАД позже предполагается развить в более конкретных (объемных) проектах. Две трети всей территории района планируется занять панельными домами минских заводов КПД общей площадью 32 814 кв.м, а вдоль проспекта Дзержинского будут построены дома каркасного типа со свободной планировкой (167,88 кв.м). Внешний вид жилых и общественных зданий, конструктивные системы будут разрабатываться объемными мастерскими, так же как и конструктивные особенности зданий. На основе существующих проектов панельных серий домов будут разрабатываться индивидуальные архитектурные и конструктивные элементы (эркеры, проемы, индивидуально встроенный культбыт и др.). Планировка квартир в соответствии с новыми тенденциями и потребностями населения все более совершенствуется. В них увеличится площадь жилых комнат, появится новый элемент планировки — столовая, соединенная с кухней. В заключение отметим, что концепция планировки жилого микрорайона Дружба в целом одобрена Архитектурно-градостроительным советом при Главном архитекторе столицы. Сейчас очередь за проектированием отдельных кварталов и зданий (в ближайшее время будут проведены соответствующие конкурсы). Строительство подъездных путей к району планируется начать уже в текущем году, а с 2006 года планируется приступить к возведению первых жилых зданий. |
Вместе с этим читают: