Кто спасет минские дворы от автомобилей?
В 2013 году в Минске построят 18 платных стоянок на 2881 машино-место, 10 паркингов на более чем 2 тысячи мест, 510 гостевых парковок на 11 700 машин. Но насколько это поможет освободить от автомобилей наши дворы и обочины дорог?
Очевидно, что реализация этих планов ситуацию с машино-местами в городе кардинально не улучшит. Всего в городе насчитывается около 200 тысяч мест хранения автотранспорта — это примерно 25% от количества зарегистрированных в Минске автомобилей.
Как сообщил на заседании Мингорисполкома заместитель начальника отдела городского хозяйства Анатолий Досюков, в 2012 году в столице было построено два паркинга, 20 временных охраняемых стоянок, организовано 11 900 парковочных мест на дворовых территориях и вдоль проезжей части улиц, появилось 10 иных сооружений для хранения транспорта.
Напомним, что недавно ситуацию с парковками в столице подверг критике премьер-министр Михаил Мясникович.
«Все дворы превратились в стихийные парковки, — отметил Мясникович. — Особенно в старых дворах не то что не проехать, пройти невозможно вечером, все заставлено машинами. Еще 20-25 лет назад все хотели ставить машины в гаражи. Сейчас большинство ставит их возле дома».
«Там, где не положено, транспорт стоять не должен», — считает премьер. По его словам, во дворах должны быть знаки, запрещающие стоянку автомобилей. Необходимо также ввести систему штрафов. «Но для этого вы должны предложить альтернативные варианты — новые стоянки или найти какие-то другие решения», — сказал глава правительства.
Проблема как раз в том, что в центре и в некоторых старых микрорайонах решения практически нет.
Так, въезд в центр столицы неоднократно предлагалось сделать платным, но дальше разговоров тема не продвинулась.
«Мы не можем просто запретить въезд в исторический центр, мы должны противопоставить этому удобный общественный транспорт либо велосипед, — отмечал ранее председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Александр Петров. — А если люди хотят приезжать туда на машине, но им негде припарковаться, это не наша проблема. Мы всех никогда не обеспечим парковками. Более того, по периметру первого городского кольца недостаточно свободного мест для строительства перехватывающих паркингов, связанных к тому же с маршрутами общественного транспорта».
По словам Александра Петрова, в некоторых районах Минска размещение дополнительных парковок практически невозможно. К ним относятся не только некоторые центральные районы города, но и, например, Серебрянка: «Там невозможно разместить какие-то дополнительные парковки — мы попадаем или в дворовые территории, или в прибрежные зоны».
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации председатель Мингорисполкома Николай Ладутько назвал создание временных парковок: «Однако для этого надо принимать решение, чтобы были нормативные возможности для строительства временных парковочных мест в зоне действующих инженерных коммуникаций. Это позволит, по нашим подсчетам, увеличить количество временных парковочных мест в Минске до 300 тысяч».
Как отметил главный инженер УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Александр Лиштван, чтобы стоянка нормально функционировала, ее вместимость должна составлять не менее 150 автомобилей. Таких площадей в Минске уже почти нет, тем более в старых районах.
«Есть либо рекреационные зоны, где строительство запрещено, либо пяточки на 20 машино-мест. Понятно, в районах со старой застройкой сеть коммуникаций не позволяет строить под землей. В любом случае, эксплуатация подземного паркинга нереально дорога. Себестоимость машино-места там около миллиона рублей. Кто захочет платить такие деньги? Выход — наземные паркинги, строительство которых само по себе дешевле, да и эксплуатация более экономична. Себестоимость машино-места около 300 тысяч рублей», — отметил Александр Лиштван.
По его мнению, надо начинать с того, чтобы при строительстве новых домов соблюдалось правило — на одну квартиру хотя бы одно машино-место. Пока же застройщики часто сдают дома без паркингов, хотя они и были предусмотрены.
Как отметил председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Александр Петров, «любая проектная документация на жилой дом может быть согласована только при наличии парковочных мест. Другое дело, что не все при строительстве осуществляется. Есть ряд уловок, как избежать этого, потому что сегодня парковочные места, гаражи экономически невыгодны».
Основными источниками финансирования строительства городских парковок, паркингов и стоянок являются бюджеты разных уровней, кредиты и частные средства.
Как пояснил Александр Лиштван, паркинги — долгоокупаемые проекты, а кредиты сейчас дорогие. «Получается, строительство паркингов инвесторам невыгодно. Для нас это тоже дорого. С большего проблема решается строительством наземных паркингов, которые могут быть самоокупаемыми, если там разместятся объекты торговли», — сказал Лиштван.
Еще одна серьезная и труднорешаемая проблема — стойкое нежелание горожан платить за парковку. Ситуация, когда на охраняемой стоянке есть свободные места, а тротуары перед ней и ближайшими домами забиты транспортом, для города уже привычна.
«Теперь машины есть у представителей разных возрастов и социальных статусов. Как дешевые, так и очень дорогие машины оставляют на неохраняемой территории. Это в какой-то степени связано с тем, что дорогие автомобили имеют страховку «каско», — отмечает Александр Лиштван.
Таким образом, горожане сами обрекают себя на жизнь в атмосфере перегруженности автомобилями.
Вместе с этим читают: