Ностальгия по классике
Успех внедорожников Toyota Land Cruiser заставил компанию устремить взоры в прошлое модели – так появился концепт-кар в стиле ретро - FJ Cruiser. Он был выставлен на автошоу в Детройте в 2003 году. Публика восприняла автомобиль с восторгом, и уже через три года Тoyota представила серийную модель с тем же именем.
Перед разработчиками была поставлена задача - создать нечто новое и соединить это с хорошо забытым старым. Дизайнеры обратили свое внимание на модель FJ40 - 40-ю серию, которая простояла на конвейере четверть века, с 1960 по 1983 год, и помогла поднять японскую компанию на тот уровень, на котором она сегодня находится.
Результат – новая модель, извлеченная из архива, получилась забавной и… современной. О родственных связях с FJ40 в первую очередь напоминает оригинальная фальш-решетка радиатора, обрамленная круглыми фарами и расставленными по бокам от них указателями поворотов – фамильные черты первых «круизеров». Стиль выдержан безукоризненно, даже радиатор машины украшает простой шильдик с надписью TOYOTA. Палитру цветов дизайнеры выбрали с оглядкой на традиции полувековой давности, автомобиль может быть только темно-серым, черным, бордовым, синим, желтым. И все. Причем, какой бы цвет вы не выбрали, крыша у FJ всегда остается белой, и это тоже дань традициям многих Land Cruiser прежних лет выпуска со светлым верхом, поскольку белые поверхности не так нагреваются от солнца. Что касается интерьера, то тут дизайнеры предпочли полностью сохранить мотивы FJ40, стиль которого актуален и сегодня. Однако это не остановило разработчиков от применения новейших технологий в материалах отделки.
Однако ничего общего с "предками", кроме стилистического сходства да рамной конструкции, новейший FJ не имеет.
Даже после официального показа было очень мало информации о технических особенностях этой красивой и оригинальной новинки. Было объявлено, что автомобиль построен на платформе 4Runner последнего поколения, весьма солидно упакован и пока что официально продается лишь в Северной Америке. В Россию да и Европу новая Тoyota официально не поставляется и, по-видимому поставляться не будет. Зато «серые» дилеры уже начали активно ее продавать в Москве и Киеве.
И вот теперь, получив наконец не только исчерпывающую информацию, но и сам автомобиль, мы готовы доложить уважаемой публике всю правду. Ответим на волнующий вопрос: действительно ли FJ Cruiser является настоящим внедорожником или это лишь забавная игрушка?
Сначала о декоре и внешнем виде. Нам досталась не самая дешевая версия веселенького голубенького цвета с багажником на крыше и красивыми алюминиевыми дисками. Диски оказались "обуты" в шоссейную резину 265/70 R17. Мы бы, конечно, предпочли внедорожные шины размером 265/75 R16 и стальные диски, которые ставятся по желанию клиента, но выбор уже сделан.
Посмотрим под кузов нашего FJ Cruiser. Шасси, как у почтенного 4Runner, с укороченным расстоянием между осями. Двигатель – превосходный шестицилиндровый V6 объемом 4 литра и мощностью 245 л.с., который устанавливается также на пикапы Тacoma, Tundra и на упомянутый 4Runner. Этот мотор – результат внедрения новейших технологий, способствующих улучшению мощностных характеристик и одновременно отвечающих современным нормам экологической безопасности. Покупатель может выбрать ручную 6-ступенчатую коробку или автоматическую 5-ступенчатую, столь же быструю, но более приятную в использовании. Причем с "автоматом" на машину ставится раздаточная коробка только с классической системой Рart-time (то есть передний мост подключается вручную и «жестко»), а с "механикой" идет "полноприводная раздатка" с несимметричным дифференциалом Тorsen и автоматической блокировкой при выборе пониженной передачи (система Full-time). В верхнем ряду передаточное отношение обеих раздаточных коробок составляет 1:1, а на пониженном - 2,566:1. Есть еще дешевая версия FJ с приводом только на задние колеса. Моноприводный FJ оснащается противобуксовочной системой. Что касается управления трансмиссией, то тут все просто: никаких вращающихся ручек, никаких гламурных кнопок с липовой подсветкой! В распоряжении водителя есть короткая, торчащая из пола рукоятка рядом с рычагом переключения передач, с тремя классическими позициями – 2Н, 4Н и 4L .
Внешне подвеска и ходовая напоминает 4Runner, независимая на поперечных рычагах впереди и мостовая зависимая сзади с продольными рычагами и тягой Панара. Конструкцию шасси можно назвать устаревшей, а можно – оптимальной. Рама покрыта чем-то вроде пластика, и в ней можно обнаружить отверстия для установки силовых порожков (дополнительная опция). Стабилизаторы впереди и сзади, мощная защита бензобака и сервопривод блокировки дифференциала.
Создатели FJ Cruiser в полной мере могут говорить о новом SUV как о настоящем внедорожнике. Это подтверждают высокопрофильные шины, внушительный дорожный просвет в 240 мм и неплохие углы въезда и съезда. И если FJ 40 в первую очередь служил «рабочей лошадкой» фермерам и лесникам, то его потомок предназначен для путешествий и активного образа жизни. Внушительный багажник грузоподъемностью в 600 кг и способность тащить за собой прицеп весом 2268 кг - все это придется по душе заядлым рыболовам и охотникам.
Несмотря на внешнюю и внутреннюю брутальность, автомобиль имеет все атрибуты хорошего современного внедорожника: систему стабилизации, контроля курсовой устойчивости, распределения тормозных усилий, активную противобуксовочную систему, принудительную блокировку заднего дифференциала, подушки безопасности, электропакет, кондиционер, хорошую аудиосистему, включающую в себя радио и CD- проигриватель с MP3 на шесть дисков и сабвуфер.
Широкая дверь открывает доступ в футуристический салон с неожиданно высокой передней панелью и непривычно низким полом. Сиденья сделаны из непромокаемой и вентилируемой ткани, которая к тому же обладает водоотталкивающими качествами, на полу – прорезиненное и легко очищаемое покрытие. В официальном пресс-релизе утверждается, что салон внедорожника можно мыть хоть из брандспойта, так как современные материалы изготовлены по "новейшим космическим технологиям". Водительское кресло имеет восемь регулировок для установки наиболее комфортного положения, а пассажирские - только четыре. Задний диван складывается в пропорции 60:40, а при необходимости увеличения багажного пространства превращается в практически плоский пол. Кнопки на приборной панели специально создавались крупными и легко различимыми, таким образом, чтобы даже в перчатках можно было безошибочно нажимать на них. Неприкрытого металла кузова, естественно, нигде в интерьере нет, зато их наглядно имитируют окрашенные в цвет кузова декоративные вставки. Все отделочные материалы - самые современные. Интерьер FJ вроде и простой и далек от роскоши, а глаз завораживает! Квадратный сундук передней панели, покрытый приятным на ощупь мягким пластиком с компасами-кренометрами и торчащими воздушными дефлекторами, вызывает дополнительную ностальгию по путешествиям.
Разработчики FJ использовали несколько интересных деталей, которые особо выделяют внедорожник. Например, вместо двух щеток очистителя лобового стекла здесь установлены три. Есть еще одна исключительная черта в этом автомобиле – распахивающиеся в разные стороны двери без центральной стойки. Задние пассажирские двери открываются против хода движения и только после того, как будут открыты передние. Другие производители делают что-то подобное, но FJ с гораздо более короткой задней дверцей, да еще и с крошечным неподвижным окошком. В него ничего не видно, но зато как симпатично!
Первое впечатление за рулем – на удивление скверная обзорность. Узенькое, почти вертикальное лобовое стекло заставляет вспомнить о Hummer H2 и H3. Это не совсем так. Виной подобным ощущениям - вертикальные передние стойки кузова и кажущееся низким лобовое стекло, в которое приходится выглядывать, как в амбразуру. На самом деле, это тоже своего рода стилизация под старые модели, у которых действительно были проблемы с обзорностью. В нашей машине подобный эффект достигается за счет очень высокой и практически плоской приборной панели, которая стеной возвышается перед водителем, и заметно приподнятой линией остекления. Привыкнуть к этим странностям салона дело 10–15 минут. Затем никаких проблем с обзорностью не возникает, разве что в освободившееся место для стоянки вписаться непросто, но тут выручает парктроник.
Мотор! Нажимаем на акселератор. Вау!... Какая тяга! Это превосходный спортивный, даже гоночный автомобиль. Спасибо шоссейным шинам и невообразимому крутящему моменту: разгон до 100 км/ч достигается за 8,5 секунды. Еще бы – тут всего 7 кило снаряженной массы на лошадиную силу. Максимальная скорость ограничена 189 км/ч, иначе он легко разогнался бы и до 200. Из шумов на скорости до 100 км/ч доминирует двигатель, задиристо урчащий на разгонах, что делает автомобиль на уровне эмоций драйверским. С ростом скорости появляется свист ветра в районе зеркал и багажника.
При резком торможении, благодаря дисковым тормозам «по кругу», FJ сравним с лучшим по этому показателю автомобилем… Езда по асфальту не принесла абсолютно никаких сюрпризов. FJ - это компромисс между комфортными и спортивными настройками шасси. Подвеска легко "глотает" ямы и выбоины, но отчетливо передает на кузов стыки дорожного полотна и прочие мелочи.
У автомобиля достаточно прочная и проверенная временем конструкция, не имеющая ничего общего с современным техническим бумом, компьютеризацией и пневмосистемами, что приближает его к настоящим внедорожникам. По надежности и неприхотливости, особенно в условиях использования по назначению вне дорог, равного ему нет в своем классе.
Новая Тoyota адресована в равной степени и зрелым людям, и молодежи. Для кого-то она послужит напоминанием о времени, когда "деревья были большими", а автомобили дешевыми и незатейливыми; времени, которое уже никогда не вернется; а кто-то будет воспринимать ее как суперсовременную стильную вещицу. FJ Cruiser сразу бросается в глаза и выделяется в безликом автомобильном потоке. Автомобильные критики утверждают, что стилизация под старину тайотовским дизайнерам удалась на славу. Созданный ими образ балансирует на грани между прошлым и будущим, практически никак не пересекаясь с настоящим. Такой последний из известных миру «круизеров». Он будоражит чувства молодых американцев, у которых FJ уже есть, и заставляет лопаться от зависти тех, у кого его пока нет.
Вместе с этим читают: