Цены на бензин в Беларуси будут стабильно повышаться


Надеждам белорусов на снижение цен на АЗС со следующего года не суждено сбыться. Более того, цены могут только вырасти благодаря своевременным инициативам Министерства финансов Беларуси. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник в органах госуправления, Минфин выступил с предложением повысить акцизный налог на нефтепродукты. С новым годом, господа автовладельцы.

Цена на топливо в Беларуси остается неизменной с середины лета несмотря на трехкратное снижение мировых цен на нефть, в то время как все страны-соседи Беларуси и не только уже значительно снизили цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Мотивация ведомства банальна - в целях увеличения поступлений в бюджет от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Собеседник отметил, что Минфин инициировал повышение «в пределах 10%».

Аргументация чиновников ведомства – верх бюрократического цинизма, который сводится к тому, что наполнение бюджета куда важнее состояния карманов граждан страны.

Поскольку, как отметил источник, в связи со снижением экспортных поступлений от продажи нефтепродуктов на внешнем рынке, что обусловлено снижением спроса и падением мировых цен, внутренний рынок остается рентабельным и привлекательным для нефтепереработчиков, повышение акцизов позволило бы получить дополнительные доходы в бюджет с тем, чтобы компенсировать часть затрат, которые несет бюджет вследствие выплаты нефтепереработчикам госсубсидий.

Инициаторам повышения акцизов в Минфине следовало бы воспользоваться служебной автомашиной и съездить на чашку чая в концерн Белнефтехим. Чиновники концерна наверняка в неформальной беседе могли бы растолковать минфиновцам, что госсубсудии переработчикам выплачиваются не за счет акцизов, а за счет пошлины, взимаемой при экспорте нефтепродуктов.

Впрочем, нет смысла разжевывать еще раз то, что уже давно известно всей стране, но неизвестно господам из Минфина – подробный механизм взимания пошлин и уплаты компенсаций нефтепереработчикам.

Не понятен и еще один момент. Беларусь исполняет бюджет 2008 года с большим профицитом. То есть деньги в бюджете есть. Каков смысл повышать акциз, который взимается в белорусских рублях, если рублей и без того как грязи. У страны нет валюты, а рублей у главы Нацбанка Петра Прокоповича еще на пару столетий хватит.

На фоне острой нехватки валютной ликвидности и повышенного спроса на инвалюту сегодня задача заключается в другом – как защитить этот профицит от неуемного желания чиновников потратить все до копейки и не пустить эту рублевую массу в сумме 3 трлн. на внутренний рынок. В противном случае мягкая девальвация, которая и без того нелегко дается Нацбанку, может внезапно набрать обороты – и официальный курс в 2200 белорусских рублей за доллар на 1 января 2009 года может оказаться несбывшейся мечтой.

Но в Минфине рассуждает иначе, или, как говорится, попроще. Цены на бензин не только не будем снижать, а наоборот повысим. Карманы и кошельки у белорусов нерезиновые, а потому сломаются – поставят свои автомобили на парковки до лучших времен и будут ходить пешком, пользоваться общественным транспортом. Это приведет к резкому сокращению потребления нефтепродуктов внутри страны. Импорт нефти Беларусь, конечно же, сокращать не будет. Но невостребованную на внутреннем рынке часть нефтепродуктов можно будет толкнуть на экспорт, получив за нее валютную, а не рублевую выручку. Что, в свою очередь, позволит, правда незначительно, сократить отрицательное сальдо внешней торговли. Желающим передвигаться с комфортом придется заплатить +10%.

Благо, как отметил собеседник, не все органы госуправления поддержали эту инициативу. В частности, отрицательное заключение дало, кто бы мог подумать, Министерство экономики.

Согласно единому топливно-энергетическому балансу Союзного государства, Беларусь в этом году поставит на экспорт 2,018 млн т автомобильного бензина, 3,8887 млн т дизельного топлива, 4,164 млн т топочного мазута и 249 тыс т топлива для реактивных двигателей.

На внутренний рынок в 2008 г будет поставлено 3,338 млн т бензина, 2,720 млн т дизтоплива, 1,6 млн т мазута и 135 тыс т топлива для реактивных двигателей.

Источник: АФН

0 голосов, в среднем: 1 из 5

Вместе с этим читают: