Классификация моторных масел и их качественные характеристики


Для обеспечения безотказной и долговечной работы автомобильного двигателя необходимо использовать моторные масла, которые по своим свойствам соответствуют их конструкции и условиям эксплуатации.

Краткий ликбез

Все современные моторные масла состоят из основы (базового масла) и подобранного набора ("пакета") присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси. Соответственно, моторные масла подразделяются на:
- минеральные (mineral);
- синтетические (synthetic, full synthetic);
- частично синтетические или полусинтетические (semi-synthetic, tail synthetic).
Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное. Синтетические и полусинтетические масла обладают лучшими свойствами, чем минеральные, но они значительно дороже. Применение синтетических масел не всегда полезно в двигателях, где предусмотрено минеральное, в частности, это может привести к его утечкам через резиновые уплотнения (сальники).

Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным, и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая "масляное голодание".
По величине вязкости и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
- зимние масла обладающие небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивающие надежного смазывания в летних условиях эксплуатации;
- летние масла, которые благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С;
- всесезонные масла, они при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних.
Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года. Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их применения в различных двигателях. К ним относятся: противоизносные, моющие, антиокислительные свойства, коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и т.д.
Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам (области применения). В последние годы как отличительный признак учитываются энергосберегающие свойства.

Классификация

Существуют различные системы классификации и обозначения моторных масел, установленные национальными и международными стандартами.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты:
- SAE (Общество автомобильных инженеров — США);
- API (Американский институт нефти — США);
- ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
- ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей).
SAE

Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров) была первой организацией, создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала.
SAE J-300 содержит 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.

Классы вязкости:

Зимние - SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние - SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Например, SAE 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя. Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах SAE "зимней степенью вязкости".
Например, SAE 10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква "W" ("winter", то есть "зима"). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.
Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).
Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней, и летней степенью вязкости.
Например, SAE 10W40
где: 10W = зимняя степень вязкости
40 = летняя степень вязкости
Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться

API

Первая классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (American Petroleum Institute) еще в 1947 г.
Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE: Где первая буква означает тип двигателя (S = бензиновый, а C = дизельный), а вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите.
SL - новый стандарт для бензиновых двигателей.
CF - последний стандарт для легких дизельных автомобилей.
CD-II и CF-2 - классификация для 2-тактных дизельных двигателей.
От CF-4 до CH-4 - стандарты для тяжелых дизельных двигателей.

Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее:
- повышение температуры масла в работающем двигателе;
- удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем;
- усилия для достижения рабочих характеристик двигателя;
- стандарты по охране окружающей среды, а также для некоторых масел
- более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).
Три типа классификации:
Классификация API для трансмиссии.
Классификация API для бензиновых двигателей.
Классификация API для дизельных двигателей.

ACEA

Классификация масел ACEA принята в 1991 г. - Ассоциацией европейских производителей автомобилей, взамен существовавшей ранее с 1972 года CCMC. Последняя редакция классификация произошла в 2007 году.
Классификация по ACEA сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм (BMW, Volkswagen, DaimlerChrysler, MAN, Porsche, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe).
Стандарты ACEA делятся на три категории:
A - для бензиновых двигателей;
B - для дизельных двигателей легковых автомобилей;
E - для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждой категории существует несколько уровней по рабочим характеристикам; эти уровни обозначаются номерами (1, 2, 3, и т.д.), после которых идут две цифры года внедрения самой последней версии.

Классификация масел ACEA
Бензиновые двигатели A1, A2, A3
Дизельные двигатели до 2,5 л B1, B2, B3, B4
Дизельные двигатели свыше 2,5 л E1, E2, E3, E4, E5

ILSAC

Разработана совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). ILSAC содержит три класса для бензиновых двигателей легковых автомобилей GF-1, GF-2, GF-3. Все они являются энергосберегающими.
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.

Обозначение на канистре классов моторного масла по стандартам SAE, API, ACEA и допусков автопроизводителей:
1 — обозначение класса по SAE;
2 — допуски VW и Mercedes-Benz;
3 — обозначение класса по ACEA;
4 — обозначение категории и класса по API

0 голосов, в среднем: 1 из 5

Вместе с этим читают: