Прокат автомобилей на курортах опасен для жизни
Согласно статистике, каждый пятый отпускник, отдыхающий в Европе, потенциально заинтересован в том, чтобы взять автомобиль в аренду. Чтобы исследовать рынок арендных автомобилей в Европе, Немецким автомобильным союзом были протестированы машины из 58 фирм, предоставляющих услуги по прокату в Греции (на островах Родос и Крит), в Италии (на Сардинии и Сицилии), в Испании (Торремолинос, острова Майорка и Тенерифе), в Турции (Алания и Бодрум) и в Португалии. Как сообщил по итогам тестирования вице-президент ADAC Гюнтер Кнопф, "наши тестеры всякое видали, но это их действительно шокировало". По мнению ADAC, в 40% случаев курортные арендные автомобили представляют собой просто передвижную кучу металлолома.
К примеру, на турецком курорте Алания фирма Avsar Rent Car & Motorbike предлагает напрокат четырнадцатилетний внедорожник Suzuki Samurai со скрученным до 5000 км одометром, погнутыми рулевыми тягами, глубокими порезами и трещинами на покрышках; ремни безопасности не работают, не горят габариты и отсутствуют стеклоочистители. "Ехать на таком автомобиле практически невозможно, рулевое управление разбито полностью, – рассказывает эксперт ADAC Роберт Заутер. – Это просто неслыханно!"
Основные пункты, по которым нещадно критикуются прокатные автомобили, – изношенные или поврежденные покрышки, плохие тормоза и неисправное рулевое управление. Общий результат тестирования таков: лишь 7 фирм из 58 были оценены как "очень хорошие", 27 – были признаны достойными оценки "хорошо", 3 – получили оценку "удовлетворительно". В подвале этой своеобразной таблицы расположились 9 фирм с грифом "рискованные", ну а 12 и вовсе были признаны "аварийно опасными" и удостоились "неуда" – традиционной оценки нерадивого ученика. Победителем теста признан греческий филиал фирмы Avis, прокатные конторы которой, расположенные на островах Крит и Родос, и заняли первые два места. Последнее призовое место застолбила за собой итальянская фирма Pinna Rent a Car, прописанная в солнечном Porto Cervo на Сардинии.
В целом по странам состояние автомобилей признано хорошим в Италии, за этой европейской страной следуют Португалия, Греция и Испания. Самой проблемной страной признана Турция, в которой большинство фирм предлагают автомобили с повышенным эксплуатационным риском.
Но даже если в техническом плане автомобиль не вызывает серьезных нареканий, оформление договора аренды и страхования почти повсеместно проводится с существенными нарушениями. Клубом отмечались расхождения между письменным договором и устной информацией, предоставляемой работниками компании. Арендуя автомобиль, клиент зачастую вообще не имеет представления о том, как застрахована машина и какая страховая сумма ему полагается при страховом случае. "В то время как в Германии страховка материальных ущербов составляет порядка 500 тыс. евро, уже в той же Испании эта цифра равняется всего 100 тыс. евро, а в Турции – и вовсе скудным 5 тыс. евро, – поясняет Заутер. – Страховые же стандарты должны быть одинаковы по всей Европе". Та же самая дифференциация наблюдается и в личном страховании водителя и пассажиров, страховая сумма по которому, к примеру, в Германии может достигать 1 млн. евро, что в десятки раз превышает страховку в Испании или Турции.
Разумным выходом из сложившейся ситуации по страхованию в других странах является возможность предварительно оформить "полное КАСКО-страхование" у себя дома. В случае же нанесения ущерба автомобилю по вине клиента прокатная фирма, пользуясь своеобычной двусмысленностью в формулировках договора, "полноправно" может снять с кредитной карточки клиента сумму в 300 евро, что, как правило, превышает сумму ущерба в несколько раз. Необходимыми мерами защиты от подобных неприятных инцидентов являются обязательное заключение договора в письменном виде, а также проверка автомобиля при получении и по возврату, причем с составлением письменного протокола об осмотре. Не стоит забывать и о получении полной информации об автомобилях, предлагаемых в аренду. Кстати, согласно рекомендации клуба, не стоит брать в аренду автомобиль старше двух лет.
Ссылаясь на языковой барьер, многие фирмы не предоставляют список телефонных номеров для экстренных вызовов и вопросов, связанных с эксплуатацией автомобиля. По той же причине нередко отсутствует информация и о том, нужно ли заправлять машину перед возвратом.
Клуб предупреждает, что многие фирмы по прокату автомобилей представляют собой, по сути, местные лавочки по продаже "всякого-разного", решившие подзаработать месяц-другой и на автоарендном бизнесе. Понятно, что работа таких компаний изначально авантюрна, поскольку, кроме покушения на кошельки доверчивых туристов, они рискуют заодно и их жизнями. Так что будьте предельно внимательны, когда будете выбирать прокатный автомобиль во время отпуска или командировки, особенно если делаете это в первый раз.
Вместе с этим читают: