Наедет ли «Саманд» на «фордовские» грабли?
Открытие сборочного производства «самандов» -- результат сотрудничества иранского автостроительного концерна «Иран Ходроу» и белорусского ЗАО «Юнисон». Как заявлял еще в феврале Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Беларуси Абдольхамид Фекри, в нашей стране планируется произвести 6-9 тыс. таких автомобилей, а в случае если проект пройдет успешно, иранская машиностроительная компания дополнительно вложит в машиностроение Беларуси 30-40 млн. долларов.
Легковой автомобиль «Саманд» (в переводе с фарси — «Скакун») разработан «Иран Ходро» на базе хорошо известного "Пежо-405". В Беларуси будут производиться «Саманды» в кузове «седан» с инжекторным двигателем "Пежо" объемом 1,8 литра, мощностью 100 лошадиных сил. Максимальная скорость 185 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает всего 11,9 секунды. По заверениям сотрудников ЗАО «Юнисон», планируется, что в течение этого года будет собрано до тысячи автомобилей, а в следующем году — до 6 тысяч. При этом на предприятии отмечают, что в данном вопросе все будет зависеть от потребностей рынка.
В свою очередь, участники рынка считают, что автомобиль займет свою нишу в ценовом диапазоне 10-11 тыс. долларов, но объемы продаж вряд ли будут значительными. Однако, по данным иранских информагентств, в перспективе планируется увеличить производство «скаунов» аж до 60 тыс. автомобилей в год. Правда, кому нужны по такой цене в Беларуси какие-то иранские «саманды», пусть даже полностью скопированные с «Пежо», -- остается загадкой. Тем более, что решение вопроса обеспечения запчастями пока весьма условно.
На «Юнисоне» радуют, что сейчас 25-30 процентов комплектующих, а в перспективе и свыше 50%, будет производиться у нас, но вряд ли это можно считать плюсом. Ведь чего-то суперкачественного и неломающегося в Беларуси на конвейерах никогда не делали. Возможно, мы в чем-то и переплюнем иранцев, но понятно, что главная цель данного проекта – сбагрить как можно больше «самандов» в Россию. Когда эти железные кони будут более чем на 50% состоять из «затрат» нашего происхождения, они смело могут считаться белорусскими, а значит поставляться в РФ без громадных пошлин. То, что таким поступком Беларусь подкинет очередную свинью российскому автопрому, который может пойти на ответные меры, об этом пока никто не задумывается. Может потому, что до этой «свиньи» еще надо дожить?
Прародитель «Юнисона» -- «Форд Юнион», до этого события не дожил. Напомним, что он с 1997 по 2000 год в том же Обчаке собирал модели «Форд-Эскорт» и «Форд-Транзит». Проектная мощность предприятия составляла около 6 тысяч автомобилей в год, но выпускалось намного меньше по причине недостаточного спроса на рынке. Официально именно это и стало одной из основных причин закрытия производства. Неофициально же от этих фордов многие отказывались, лишь узнав об их белорусском происхождении. Говорят, у покупателей было много претензий к качеству сборки. Кроме того, «Форд Юнион» так и не смог решить вопрос белорусской «прописки» своих машин – превысить 50-процентный вклад в производство техники. Со «скакунами», похоже, этот вопрос решится, но как сделать, чтобы их покупали?
На сегодняшний день россиянам нужны «саманды» примерно также, как и белорусам (небольшой "срез" спроса на "Саманды" даёт "Голосование AVTOMIR.BY"). У них и своего «металлолома» по дорогам достаточно бегает. Поэтому, если иранские чудо-машины в России на «ура» не пойдут, их будут втюхивать непосредственно на территории РБ. Говорят, с МВД уже достигнуты договоренности о закупке этой техники. Далее их можно будет дарить хлеборобам на «Дожинки», инвалидам на праздники, чиновникам, чтоб «Мерседесы» на проселках не добивали. А чтоб всех остальных зависть черная заедала, можно стать на защиту отечественного автопроизводителя да и черкануть указ о глобальном повышении пошлин на все иномарки. Мол, крутитесь, как хотите, а «купляць беларускае» все равно придется. Тем более, что в рядах нашего малолитражного парка ожидается пополнение. Помимо «самандов», белорусскими в ближайшее время могут стать иранские и индийские джипы.
/©Александр Ахметов/
Вместе с этим читают: