Машины, которые нас убивают
Экология в Минске хуже, чем в Стокгольме, но лучше, чем в Мехико. А самое вредное для нас вещество — вонючий черный шлейф после "Икарусов". Это мелкие частички сажи. Если их вдыхать на протяжении долгого времени, они могут спровоцировать раковые заболевания, поскольку эта канцерогенная дрянь оседает в легких. Риск рака растет с каждой дозой. Очень похоже на эффект курения.
И как над всеми крупными городами, над Минском висит смог. Он, правда, не такой плотный как, например, над Москвой. Но для того, чтобы убедиться в его присутствии, достаточно присмотреться к небу над городом. В центре небо серое, а на окраинах — чище и голубее. Смог будет заметнее в жаркую безветренную погоду.
Но борьба за чистый воздух в Минске идет. Рассказывает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:
— По заказу Минприроды мы разработали методику расчета выбросов 35 веществ, которые производит транспорт. Рассчитали, сколько вредных веществ в минуту, в час, в год выбрасывается в атмосферу в зависимости от интенсивности и скорости потока, условий движения. Потом разработали способ определения вреда этих выбросов для человека. Количество людей вблизи дороги и время их нахождения в зоне загрязнения определяет дозу. Доза определяет последствия. Получилось, что тонна выброшенного вещества приводит к определенному числу случаев астмы, заболеваний дыхательных путей, сердца, рака. Точно также можно определить, экономический урон: сколько нужно денег, чтобы очистить город и вылечить людей. Теперь можно провести детальную оценку улицы, двора, парковки.
— Какие машины больше всего загрязняют Минск?
— Вреда больше всего от старых грузовиков. Каждое поколение автомобилей на 10-15% экологичнее предыдущего. Дизель выбрасывает меньше, но в основном твердые частицы, наиболее вредные для людей. Газовый двигатель самый безопасный.
— А топливо наше чистое?
— Стандарты достаточно высокого уровня. Но они часто не соблюдаются. Стандарт надо контролировать по цепочке — от производителя до АЗС — и наказывать всех, кто его не соблюдает.
Самый быстрый способ улучшить экологию — изменить условия движения. Чем меньше автомобиль тормозит и разгоняется, тем меньше вредных выбросов. Минприроды добивается, чтобы строительстве дорог учитывали эти аспекты. Проектировщик должен доказать органам природопользования, что его вариант самый экологически безопасный.
— А как скорость влияет на экологию?
— По улице Немига в одном направлении проезжает около 2 тысяч машин в час. Здесь много светофоров, поворотов, стоянок. Все это создает рваный режим со средней скоростью 20 км/ч. Улица зажата зданиями, плохо продувается. Поэтому она самая загрязненная в Минске. Под козырьком "Торгового дома "На Немиге" без ущерба для здоровья можно находиться не более 15 минут. Другой пример — проспект Скорины. Интенсивность движения больше — 2500 машин в час. Но здесь "зеленая волна". Меньше остановок и выбросов. Общий вред в 1,5 раза меньше, чем на Немиге. Хотя на 1 километр 30 тонн NO, 20 тонн органических соединений, 120 тонн CO в год. Это много. Ресторанчики на тротуарах проспекта Скорины не для любителей здорового образа жизни.
Кстати
"Спящих полицейских" надо менять
В последнее время в Минске появилось много "спящих полицейских". Дело это хорошее, так как заставляет водителей снижать скорость без всякого радара. А снижение скорости на 5% снижает вероятность гибели пешеходов на 15-20%. Но "спящие полицейские" старых конструкций заставляют снижать скорость не до положенных 30, а до 10 км/час. Эксперты подсчитали, что за год на одной некачественной неровности автомобили сожгут лишних 20 тонн топлива, выбросят на 5 тонн больше разных вредных веществ, чем могли бы, двигаясь со скоростью 30 км/ч. И эти вредные тонны спровоцируют у жителей города астму, аллергию и другие болезни, на предупреждение и лечение которых придется потратить около 100 миллионов рублей. Получается, что, пытаясь сохранить жизни людей, мы забираем их здоровье.
Вместе с этим читают: