Посыпают ли белорусские дороги запрещенными смесями?


Белорусские дороги посыпают песчано-соляной смесью, которая не полезна для деревьев, растущих вдоль дорог, разрушает днища машин и обувь. Однако состав смеси не содержит запрещенных веществ и в силу своей дешевизны меняться на другой не будет.
В Беларуси уже много лет дороги посыпают одной и той же смесью, хотя о последних разработках в сфере противогололедных смесей наши специалисты знают.
Определяющим фактором для отечественных дорожников является цена, отметил начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович:
«В Беларуси есть месторождения соли. А самый дешевый и известный материал, используемый в качестве противогололедной смеси — хлорид натрия. Эффективным реагентом для борьбы с наледью является чешуированный хлористый кальций, который необходимо привозить из-за рубежа. Меж тем это дорогой реагент — примерно в 80 раз дороже. Таким образом, исходя из объема финансирования, которое выделяется на содержание дорог, в обозримом будущем применяться будет хлорид натрия. Это логично — применять более дешевый местный материал».

По словам специалиста, в Западной Европе, например, в Германии и Польше, обрабатывают дороги тем же хлоридом натрия. Другие материалы не то чтобы более экологичны, говорит Демидович, а, скорее, более практичны, то есть могут растапливать снег при более низких температурах.
Однако хлорид натрия не устраивает ни потребителей, которые жалуются на порчу машин и обуви, ни специалистов, занимающихся охраной природы.

В 2006-2008 годах проводилось исследование влияния противогололедных смесей и транспортных выхлопов на зеленые насаждения вдоль автомагистралей. Работу выполняли сотрудники Центрального ботанического сада, Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук и Белорусского дорожного научно-исследовательского института. Согласно выводам ученых, многие растущие вдоль автодорог деревья и кусты подвергаются экологическому риску. Особенно серьезная ситуация сложилась вдоль МКАД. Участки зеленых насаждений здесь находятся в зоне экологического кризиса. Более 70% деревьев ослаблены, некоторые — усыхают. Специалисты в сложившейся ситуации рекомендовали высаживать вдоль дорог солеустойчивые растения-фильтры, которые создадут защиту другим зеленым насаждениям.

Руководитель сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Судник отметил, что при всех отрицательных последствиях воздействия хлорида натрия на экологию его использование дорожники справедливо аргументируют экономическими причинами. Меж тем важно соблюдать разумные пределы в объемах соле-песчаной смеси: «Можно сначала почистить снег, а затем посыпать смесью, а не сразу сыпать соль на снег, чтобы он таял».

Дмитрий Демидович согласен с мнением ботаника, но говорит, что дорожные службы часто вынуждены уступать требованиям потребителя, который при любых погодных условиях хочет ехать на привычной ему скорости. Специалист привел в качестве примера Финляндию, где зимнее содержание дорог проводится с акцентом на экологию, то есть соли на дорогу сыпется меньше, при этом водителям минимальные условия обеспечиваются. Демидович утверждает, что в странах Скандинавии на одну и ту же площадь дорожного покрытия расходуется в разы меньше соляной смеси, чем у нас.

Соответственно меньше несет затрат государство: «Если идет снег, не может случиться волшебства — он не исчезнет. На то, чтобы обработать часть дороги, требуется время. От нас пользователь требует, чтобы дорожное покрытие было черного цвета, даже когда идет снег. Мы же исходим из того, что главное, чтобы был обеспечен проезд. Ездить 120 км в час во время снегопада в любом случае не рекомендуется, себе дороже. У нас именно из-за требований потребителя во время снегопада на дороги высыпается много соли».

Что касается порчи машин, Демидович отмечает, что в соль добавляют антикоррозионные добавки: «Если бы мы этого не делали, коррозия распространялась бы и на нашу технику. Мы же не заинтересованы в том, чтобы она страдала».
Кроме того, он отметил, что европейские машины производятся с применением антикоррозионной обработки, срок действия которой — около семи лет. В Беларусь же ввозится много автомобилей с большим сроком эксплуатации: «Таким образом, логично, что машина здесь начинает портиться».
Что касается обуви, то прежде чем выйти на улицу в новых сапогах первый раз, их нужно обработать кремами, содержащими воск: «В таком случае максимум, что у вас может произойти — появится белый налет в результате кристаллизации соли. Его легко снять мокрой тряпочкой».

И все же в обществе не стихают разговоры о том, что дороги обрабатывают чем-то нехорошим. Слухи подогреваются публикациями в российских СМИ.
Так, на портале «За рулем» идет настоящее наступление на реагенты, мол, дороги Москвы посыпают чуть ли не ядом. Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» с помощью химиков нашел в смеси, как они пишут, «желтый галит и черный СБГ», которые «запрещены к применению».

Как пояснил Дмитрий Демидович, галит — это как раз то, чем наши дороги и посыпают, то есть хлорид натрия. Но ничего страшного в нем нет: «Галит — это отход, образующийся в результате добычи хлористого калия. В чистом виде хлористый натрий выглядит как обычная соль, а галит имеет красноватый оттенок из-за примеси хлористого калия (около 0,3%). Поскольку это побочный продукт, он значительно дешевле».

Существует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1158-2008 «Материалы противогололедные для зимнего содержания автомобильных дорог. Общие технические условия», где определены составы смесей, утвержденные в числе прочих и Министерством природы и охраны окружающей среды. Запрещенные вещества в противогололедных смесях не используются, в том числе и такой реагент, как СБГ, которым пугают москвичей.

И все же, подчеркивает Дмитрий Демидович, любое химическое соединение имеет какой-то класс опасности. Хлорид натрия относится к малоопасным веществам, разрешенным к использованию.

 

0 голосов, в среднем: 1 из 5

Вместе с этим читают: