Единую систему платных автодорог планируется создать в Беларуси
В Беларуси планируется создание единой централизованной системы сбора платы за проезд по республиканским автодорогам. Об этом сообщил 7 февраля на пресс-конференции в Минске начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.
«Принципиальное решение о создании такой системы принято, и оно сейчас реализовывается. Ведутся переговоры с производителями таких систем, которые говорят о возможности привлечения собственных ресурсов для строительства такой системы с возвратом вложенных денег как процента от сбора платы. То есть, на бюджет нагрузки в этом случае не будет», — отметил представитель «Белавтодора».
Причем, продолжил Головнев, сбор платы будет не с применением шлагбаумов, а при помощи электронной системы, которая позволяет при проезде через специальные ворота с помощью датчиков считывать с бортового устройства на автомобиле данные о пройденном километраже и выставлять плату.
Плата за пользование автодорогами предусматривается как источник развития дорожной сети в стране, подчеркнул Головнев.
По его словам, обсуждается введение платы за проезд по автодорогам, реконструированным по параметрам первой категории с доведением до четырех полос.
В частности, совместный со Всемирным банком проект реконструкции трассы М-4 Минск — Могилев на участке Пуховичи — Бобруйск предусматривает плату как источник возврата белорусской стороной заемных средств.
Плата будет введена для всех транспортных средств общей массой свыше 3,5 тонны.
Вместе с тем Головнев отметил, что для легковых автомобилей окончательного решения, будут ли дороги платными, пока не принято.
«Для иностранных — да, будут, а что касается белорусских автолюбителей и участников Таможенного союза, этот вопрос еще не решен», — сказал представитель «Белавтодора».
Представитель «Белавтодора» подчеркнул, что опыт платной автодороги М1-Е30 показывает достаточную эффективность «даже в половинчатом виде», когда все легковые автомобили из стран Таможенного союза сейчас за дорогу не платят, а это две трети участников движения.
«Даже при этом сбор платы с дороги М1 в настоящее время больше, чем мы тратим на ее содержание», — подчеркнул Головнев.
Недофинансирование приводит к недоремонтам
По словам Александра Головнева, республиканские дороги, не имеющие статуса магистральных, находятся в состоянии, близком к критическому.
«Если еще три-четыре года назад я гордился белорусскими дорогами, то сейчас этого уже не могу сказать. Ну, если только сравнивать с какими-то отсталыми регионами России. Польша уже начинает уходить вперед», — констатировал представитель дорожного департамента.
Он отметил, что только лишь ямочный ремонт не решает проблемы восстановления изношенных дорожных покрытий. «Если магистральные дороги еще в более-менее приличном состоянии, то трассы, соединяющие областные и районные центры, находятся в состоянии, близком к критическому. Когда на них 20-30 лет не делался ремонт, а только ямочный — сами понимаете, что эта дорога долго не проживет», — сказал Головнев.
«Недоремонты вызваны хроническим недофинансированием», — подчеркнул он.
По данным «Белавтодора», в настоящее время значительная часть республиканских дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа, что, в свою очередь, ведет к разрушению дорожных покрытий. Полная потребность в ремонтах на республиканских дорогах составляет 6,6 тыс. км, или 43% от их общей протяженности. На эти цели необходимо направить около 4 трлн. рублей.
Однако в целом в этом году на дорожные работы планируется направить около 3,6 трлн. рублей. При этом большая часть этих средств уйдет на строительство и реконструкцию трасс, капремонт, а также на содержание дорог. В связи с этим в нынешнем году отремонтируют только 934 км республиканских дорог.
Вместе с этим читают: