Россия вынудит Беларусь переписать ценники на автомобили


Белорусский автомобильный рынок, просевший с начала года (спасибо властям) из-за вынужденного повышения цен, ожидает новых неприятностей. Российское правительство собирается перекрыть доступ на рынок Таможенного союза поддержанных автомобилей, введя специальный утилизационный сбор. Такой сбор, кстати, может быть введен и для новых автомобилей. А это приведет к очередному скачку цен и более глубокому падению белорусского рынка.

Инициативу российского правительства озвучил на этой неделе первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. «По сути, это будет такой размер утилизационного сбора, который не позволит подержанным автомобилям вновь в большом количестве поступать на единую таможенную территорию, — сказал Шувалов журналистам. — Мы должны сделать все для того, чтобы хлам наш общий рынок не захламил».
Однако, как отмечают эксперты, на самом деле Россия стремится прежде всего защитить свой собственный рынок и свои финансовые интересы. Во второй половине текущего года ожидается вступление России в ВТО. Результатом этого станет снижение пошлин на многие позиции, и, в частности, на ввозимые в Россию автомобили.
По оценкам аналитиков, вступление в ВТО приведет к снижению ставок таможенных пошлин на новые авто с 30% до 25%. Но российские власти не хотят терять деньги, поэтому ищут варианты компенсировать свои потери. Введение утилизационного сбора — один из возможных компенсационных механизмов.

Белорусские автодилеры, с одной стороны, поддерживают шаги, направленные на защиту от ввоза автохлама. «Только данная протекционистская мера приведет к удорожанию не только поддержанных, но и новых автомобилей, — отметил в комментарии для Naviny.by председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — По нашей информации, данный утилизационный сбор будет взиматься на таможне со всех ввозимых автомобилей».

Автодилеры пока затрудняются прогнозировать, как в итоге будет оформлена инициатива российского правительства. По оценкам представителей БАА, утилизационный сбор не должен зависеть от года выпуска автомобиля и не должен быть выше себестоимости его утилизации. В противном случае это будет не утилизационный сбор, а дополнительная пошлина.
«После вступления России в ВТО пошлины на возимые автомобили, как ожидается, снизятся на 5%, но при этом добавятся 5% или 15% в виде утилизационного сбора. А это значит, что цены вновь вырастут. Но сейчас мы можем только гадать, что будет в итоге. Автодилеры вновь попали в ситуацию неопределенности», — подчеркнул Сергей Михневич.

В новых скачках цен автодилеры не заинтересованы. Из-за отмены льготы по уплате НДС (налог теперь начисляется на полную стоимость автомобиля, а не на маржу между ввозной ценой и ценой продажи, как это было ранее) цены на автомобили выросли на 15-16%. И это ожидаемо привело к падению продаж новых автомобилей населению. Покупательская способность белорусов до сих пор не восстановилась.
«Активность физлиц — на самом низком уровне. Рынок переживает не самые лучшие времена из-за произошедшего роста цен. И этот шоковый период еще не закончился», — констатирует Михневич.

За первый квартал автодилерами было продано менее 3 тысяч автомобилей. Основными покупателями выступили юрлица, которые в прошлом году отложили покупку на период кризиса. Как пояснил Сергей Михневич, сейчас экономика отчасти стабилизировалась, компаниям надо развиваться, и обновление автопарка для них — одна из первостепенных задач.
«В принципе, уровень продаж новых автомобилей автодилерами почти на уровне прошлого года. Но в 2011 году рынок существенно прирастал за счет ввоза автомобилей физлицами. Сейчас этот сегмент просел, и это привело к общему падению автомобильного рынка на 30%», — отметил Михневич.

Автодилеры ожидали подобного развития ситуации. Между тем, оправдались и другие опасения. Среди стран-участниц Таможенного союза в Беларуси — самая высокая ставка НДС (в Беларуси — 20%, в России — 18%, в Казахстане — 12%). В результате отмены льготы по НДС покупать автомобили стало выгоднее у российских автодилеров. На ряд моделей разница в цене достигает 2-5 тысяч долларов. И это подстегнуло и население, и некоторые компании к покупке автомобилей в России.
Но, уверен Сергей Михневич, в середине года ситуация может измениться: «Я бы не строил иллюзий, что компании, которые уцепились за возможность заработать на разнице в ценах между белорусскими и российскими автомобилями, имеют долгосрочные перспективы. Не надо забывать, что рынок России растущий, и у них есть проблема дефицита моделей собственной сборки на внутреннем рынке».
Кроме того, напомнил Михневич, автодилеры продолжают вести переговоры с автопроизводителями по снижению закупочных цен. «Ряд компаний, таких, как «Фольксваген», «Форд», уже достигли определенных договоренностей с автопроизводителями по ряду моделей. Предоставленные скидки позволят понизить цены до уровня, который был до отмены льготы по НДС», — отметил эксперт.

Тем не менее, пока автодилеры сохраняют оптимизм. В случае стабильного развития экономики, сохранения курса национальной валюты рынок оживет уже во втором полугодии, прогнозирует Сергей Михневич. По его словам, автодилеры рассчитывают на повышение уровня доходов населения, а также на снижение ставки рефинансирования, что сделает более доступным автокредитование.
Сегодня, по словам Михневича, автокредиты предлагаются по ставке свыше 40%. Оптимальная же ставка — ниже 25%. «А как только возобновится автокредитование, ввоз автомобилей из России станет еще менее привлекательным», — считает Михневич.

 

0 голосов, в среднем: 1 из 5

Вместе с этим читают: